Педагоги-практики привыкли к жесткому планированию работы с детьми, что все темы занятий в детском саду определяются воспитателями. Однако, ФГОС и личностно-ориентированный подход требуют нового формата планирования с учетом личного опыта каждого ребенка и интересов всей группы. Цель же педагога стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий. Поэтому, 6 февраля 2023 года в Детском саду № 4 «Василек» прошел семинар-практикум на тему «Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».
Для начала модератор мероприятия Лофинг Л.В., заместитель заведующего Детского сада, предложила участникам «вернуться в детство» и чуточку побыть детьми. Им была предложена ситуация общения на тему «Хорошие и плохие поступки», где наглядного показана модель совместного планирования педагога и детей по технологии «План – дело – анализ». Рассмотрены ключевые компоненты технологии — утренний групповой сбор, на котором осуществляется выбор темы, планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерств и пр.); самостоятельная либо совместная деятельность в центрах активности; итоговый сбор.
Далее участникам мероприятия было предложено практическое задание -спроектировать календарный план, отразив планирование всех видов детской деятельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, зону их ближайшего развития. При составлении плана, Любовь Владимировна рекомендовала опираться на принципы:
- последовательности и систематичности в решении образовательных задач;
- взаимосвязи всех направлений развития и образования дошкольников, а также видов детской деятельности в режиме дня, недели, месяца;
- преемственности задач по всем образовательным областям определенной возрастной группы;
- учета профессиональных интересов педагога и возможности для творческой реализации.
Ведь от того, насколько разнообразные материалы будут в центрах активности, зависит заинтересованность детей и самостоятельность их деятельности, а следовательно, и длительность изучения темы. Поэтому задача воспитателя на тематической неделе – подбирать разные книги, игры и игрушки, дидактический материал, которые помогут детям реализовать их идеи, будут соответствовать их интересам.
Особый интерес участники семинара-практикума проявили к методической выставке, на которой были представлены методические разработки по планированию деятельности педагогов с детьми в нашем детском саду, затем посетили младшую группу, где педагог Ярмиева Е.Л. представила вниманию присутствующих практический опыт планирования образовательной деятельности с детьми.
Участники семинара-практикума отметили, что использование технологии организации образовательного процесса «План-дело-анализ» позволяет достигнуть определенных результатов:
- в деятельности с детьми (сформировать у детей активную творческую позицию; навык самоопределения и самоорганизации в деятельности (готовности делать выбор, нести ответственность за свой выбор и его последствия); развить познавательные интересы к определенному виду деятельности, готовность учиться самостоятельно);
- с педагогами и родителями (объединить педагогический коллектив к готовности решать задачи развития детской инициативы и самостоятельности дошкольников по двум направлениям, совершенствовать свои способности, накапливая теоретический и практический опыт решения проблемы, создать атмосферу творческого поиска, способствовать вовлечению педагогов, сотрудников, родителей в совместную образовательную деятельность через различные формы взаимодействия);
- в организации РППС (обогатить среду ДОУ с соблюдением условий для развития детской инициативы и самостоятельности).